Раковая опухоль активнее метастазирует, когда в иммунных клетках включается стрессовый ген, вызывающий её гибель.
Учёные часто говорят о связи рака и стресса: мол, стресс стимулирует онкологические заболевания, делая это с помощью иммунной системы. Однако до сих пор бóльшая часть исследований на эту тему не давала никаких молекулярно-генетических объяснений взаимосвязи, порой ограничиваясь чистой статистикой (хотя и весьма показательной). Поэтому работа, опубликованная в Journal of Clinical Investigation группой авторов из Университета штата Огайо (США), обращает на себя особое внимание. В ней исследователи описывают ген, который связывает стресс и рак.
Ген этот, называемый ATF3, давно известен учёным как один из главных генов клеточного суицида: если клетка испытывает сильный стресс, в ней активируется ATF3, что приводит к её гибели. Однако исследователи заметили, что этот же ген с завидным постоянством просыпается в иммунных клетках у больных раком груди. Причём уровень его активности совпадал с ухудшением клинического прогноза: чем активнее был ATF3, тем меньше оставалось шансов выжить.
Причём, что любопытно, в данном случае имело значение лишь то, как этот белок синтезируется в иммунных клетках. Его активность в раковых клетках на ход болезни не влияла.
Эксперименты на животных показали, что если этот ген в иммунных клетках выключен, то раковая опухоль ведёт себя менее агрессивно и образует меньше метастазов. Рак у животных вызывали с помощью инъекции злокачественных клеток, так что тип рака у них был один и тот же, и даже первичные опухоли были примерно одинаковы. Различия отмечались лишь в числе метастазов и скорости их распространения.
Клетка рака молочной железы
Иммунитет, как известно, кроме бактерий и вирусов, должен отлавливать и уничтожать раковые клетки. Но если организм находится в состоянии стресса, появляется риск того, что в иммунных клетках активируется ген ATF3, который будет уничтожать иммунные клетки и тем самым ослаблять иммунную защиту. Поэтому стресс и усугубляет болезни — не только онкологические, но и инфекционные. И хотя эксперименты ставились лишь с одним видом рака, не исключено, что этот же ген обеспечивает лёгкое и быстрое метастазирование и другим типам опухолей.
Обычно в таких случаях учёные радуются, что им удалось найти ещё одну мишень, по которой можно ударить противораковыми препаратами. Однако в данном случае исследователям предстоит в деталях выяснить, как именно работает ATF3 в стрессированных иммунных клетках и можно ли регулировать его активность, не опасаясь каких-нибудь масштабных и малоприятных побочных эффектов.