День народного единства: значение мира и согласия
День народного единства – это теперь один из важнейших государственных праздников. Как отметил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, «не было бы этого воссоединения, не было бы у нас ни Дня Победы, ни Дня Независимости. Нас бы не было. Потому что не было бы той земли, на которой предки наши родились и которую своим трудом возделывали».
Справочно:
Изначально Народное собрание Западной Беларуси объявило
17 сентября Днем освобождения трудящихся Западной Беларуси от гнета буржуазии и помещиков. Именно в таком качестве этот день и был торжественно и широко отпразднован в 1940 году в БССР.
После Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. день
17 сентября в последний раз на общесоюзном уровне был отпразднован в 1949 году. После этого он отмечался в Белорусской ССР неофициально и максимально скромно. Из соображений политической целесообразности – нежелания омрачать отношения с дружественной Польской Народной Республикой и бередить раны польской исторической памяти.
При всем уважении к соседнему государству и народу нельзя не отметить неравноценность сравниваемых явлений и величин. На одной «чаше весов» перед лицом истории пытались взвесить то, что для белорусов было актом величайшей исторической справедливости – воссоединение под крышей собственного государства, а для половины из них, тех что находились под польским гнетом – вопросом жизни и смерти как этноса. Польша положила на весы свои геополитические фантазии и «хотелки». Мы объединяли исконные земли, а Польша теряла колонии и холопов в лице белорусов, что ее очень расстроило, и опечаливает до сих пор. При этом мы должны очень бережно относиться к нежным чувствам соседа? Виноваты, обидели, конечно!
Интересный исторический факт. Все мы знаем про политику ополячивания, окатоличивания, осадничества, которую проводила Польша в отношении захваченных земель Западной Беларуси. Если говорить прямо – про политику этноцида белорусского народа на территории так называемых Кресов Всходних.
Если бы нам не мешали, если б не лезли со стороны, то мы – белорусы с поляками – сами разобрались бы со своей совместной историей. Еще потомок арапа Петра великого, русский Пушкин писал:
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Но Кресы Всходни – это же не только Западная Беларусь, но и Западная Украина. Там такая же – и даже более жесткая политика поляков – к чему привела? К трагедии. К Волынской резне, затронувшей также и Восточную Галицию. Это был, в том числе и ответ украинских националистов на политику ополячивания.
Теперь между двумя соседними славянскими странами, как кипящая река смерти Смородина, лежит кровавая проблема, ведь польский сейм признал те события геноцидом польского народа. И снова – если бы не лезли англосаксы и общеевропейцы, если бы два славянских народа, поляки и украинцы, могли бы разобраться по-братски между собой – они бы разобрались.
Вот и задайте себе вопрос: отчего же в Западной Беларуси не дошло до резни? Ведь условия, на первый взгляд, практически идентичные.
Дело в том, что на Западной Украине, которая после разделов Речи Посполитой в конце XXVIII века досталась Австро-Венгерской монархии, целенаправленно проводилась политика, которую можно коротко назвать так: «Украина не Россия». Обосновывалась и проводилась она на государственном уровне, тогдашними общеевропейцами. И за сто лет выросла до нацистского, по сути, лозунга: «Жиды, ляхи, москали – найлютейшие враги!», набрав себе многочисленных сторонников именно в Галичине и на Волыни.
Под этим лозунгом и творили геноцид сначала петлюровцы, потом бандеровцы, а теперь вот, в наше время – и нью-бандеровцы. Начиналось же все с подсунутого Европой «Украина не Россия», на что купился даже второй президент Украины Кучма.
В истории этим географическим областям так и суждено оставаться под статьями и параграфами «Волынская резня» и дивизия
СС «Галичина». Вот истинная цена того, что делают общеевропейцы с поверившими им окраинами.
Справочно:
Следует отметить, что воссоединение белорусских и украинских земель в 1939 году со своими западными половинками изначально не были идентичными процессами.
Для Беларуси можно однозначно говорить о выстраданном единении народа, давшем мощный импульс для национального развития.
В случае Украины были присоединены проблемные регионы, где значительная часть населения являлась носителем шовинистского по своей сути менталитета, что изначально несло потенциал раскола нации и гражданской войны. С достижением суверенитета именно эта взрывоопасная идеология поощрялась властями. Последствия не заставили себя долго ждать.
Напротив, для белорусского народа разделение на «западенцев и схидняков» кажется диким бредом. Да и государство не дремлет – все его усилия в этой сфере направлены на строительство толерантного общества, где граждане равны в правах и едины духовно, при двуязычии и отсутствии ограничений в отправлении религиозных культов. Любой чертополох, появляющиеся на этом тщательно возделываемом поле, безжалостно пропалывается.
Тогда, в начале XX века, судьбы Беларуси и белорусов мало кого на Западе волновали. Наше исчезновение рассматривалось в контексте поражения России. Как это происходит и сейчас, в начале века XXI.
«Замкнутая в пределах границ времен XVI века, отрезанная от Черного и Балтийского морей, лишенная земельных и ископаемых богатств Юга и Юго-Востока, Россия могла бы легко перейти в состояние второсортной державы, неспособной серьезно угрожать новообретенной независимости Польши, – декларировал новый ее начальник Юзеф Пилсудский. – Польша же, как самое большое и сильное из новых государств, могла бы легко обеспечить себе сферу влияния, которая простиралась бы от Финляндии до Кавказских гор».
Сферу влияния – и безусловное, геополитическое доминирование в восточной (как минимум) Европе. До белорусов ли в таком величии панских планов? А Беларуси в них просто не предусмотрено.
Экспансия Польши включала в себя не только подчинение части белорусов. Также ополячивание и окатоличивание части украинцев. И части литовцев.
В 1920 году, нарушив подписанный договор, польские войска заняли Вильню и Виленский край, объявленные государством Срединная Литва. Которая затем была принята в состав Польши.
И возвращена Литовской (еще даже не Советской!) Республике Советским Союзом только в 1939 году.
Отношение польского общества к еще остающемуся на Кресах Всходних населению было соответствующим. Скажем, к лошадям и коровам относились намного лучше, чем к батрачившим на панов белорусам (и украинцам, и литовцам). Скот ценился, он шел на экспорт… в Европу…
Те, кто ездил на заработки в современную Польшу – собирать яблоки, клубнику, выполнять черновую работу на стройках или на фермах, – знают: отношение мало изменилось за прошедшие уже сто лет.
Польская политика по отношению к оккупированным ими народам Беларуси и Украины лишь немного не дошла до уровня гитлеровского геноцида.
Белостокский воевода Генрик Осташевский 23 июня 1939 г. в секретном докладе в МВД Польши указывал: «…белорусское население подлежит полонизации. Оно представляет собой пассивную массу без национального сознания, без государственных традиций».
Справочно:
Уже в самом утверждении польского чиновника содержится противоречие. Если бы отсутствовала государственность на «белорусской основе» в лице ВКЛ и национальное самосознание, то белорусский народ был бы ассимилирован еще во времена Речи Посполитой. Не случайно уже в новое время польское государство упразднило к 1939 году образование на белорусском языке в Западной Беларуси.
Той же проблемой – разрушением самосознания и подрывом морального духа белорусского народа были озабочены немецко-фашистские оккупанты в период Великой Отечественной войны, целенаправленно выстраивая систему начального и среднего образования на белорусских землях по своим лекалам. О высшем национальном образовании не могло быть и речи, как и об воспроизводстве белорусской интеллигенции – опасном потенциальном носителе интеллектуальной основы белорусской государственности и национальной культуры.
Кроме того, уже упомянутый Генрик Осташевский, кстати, выражал сожаление в связи с «давними русскими симпатиями белорусов, которые поддерживаются православным духовенством, русскими националистами и советской пропагандой».
День 17 сентября – уникальный шанс, который судьба дала Беларуси и нашему народу.
Очевидно, что белорусскому народу и Беларуси пришлось бы, в конце концов, смириться с отторжением половины страны, с исчезновением (растворением, подчинением) половины народа.
Выживают ли в таких условиях? Вопрос открытый, но ответ, скорее, пессимистичный.
17 сентября историческая судьба дала белорусам шанс на воссоединение.
Такое редко бывает в истории, такие события-праздники надо ценить и помнить, что до того наша страна была разорвана пополам, наш народ – насильно разъединен. Поляками разорвана. Польским руководством разъединен.
Думаете, они забыли об этом? Вся политика последних (нескольких десятков) лет, включая ту же карту поляка, показывает, что нет. Следовательно, и нам нельзя забывать.
«Ничего не закончилось, расслабляться рано»
Нынешний польский истеблишмент, похоже, считает себя прямым наследником режима Пилсудского. Вплоть до презрения к немцам. Вплоть до лизоблюдства перед англосаксами. Вплоть до бессудного убийства мигрантов, посмевших ступить на польскую землю.
Это год за годом подтверждают мечты польских властей о «третьей Речи Посполитой, Балто-Черноморском коллекторе, новой Антанте, возвращении Волыни та Галичины» и прочих глупостях.
Если вдуматься, то пресловутая карта поляка, охотно выдаваемая любому белорусу, который готов подтвердить (или купить) свою «польскость», – это есть тавро, которым метят скот. Которое хозяева ставят на свое имущество, пусть даже будущее – а на себя, естественно, не ставят, незачем.
Прибегая к библейским текстам, тягу отдельных человеческих особей к карте поляка можно описать как «продал первородство за похлебку». А для белорусов очень важно, и это зашито в ментальности народа, – «людзьмi звацца».
Справочно:
Даже если такой цели не предполагалось, карта поляка провоцирует ее обладателя на отчуждение от общества и страны, гражданином которой он является, вносит раскол. Но подобные мелочи польскую сторону не интересуют. Достаточно взять такую сторону, как визовые привилегии. Ответные меры могут быть зеркальными, ведущими к конфронтации. Однако ответом белорусской стороны стало введение безвиза. Не как реакция на неадекватную позицию польской стороны, а как элемент общей внешней политики, предполагающей открытость и построение взаимоотношений с другими государствами и народами на основе взаимного уважения, особенно с соседями. Если брать узко безвизовый режим, то с момента его введения в 2022 году Беларусь посетили сотни тысяч иностранных граждан, в том числе из Польши.
Если правильно понимать историю, то и смысл нашего Дня народного единства станет яснее. Мы, белорусы, и без того были бы едины, если бы Польша, пользуясь неопределенностью в международных отношениях после Первой мировой войны, не захотела захватить себе часть чужой территории.
Если бы не взыграло у Пилсудского стремление стать главной страной для всей Восточной Европы, державой, управляющей всеми в этой части мира. Подобное стремление, что очевидно, и сегодня не дает спокойно спать польским элитам.
В суверенной Беларуси впервые идея учреждения Дня народного единства на самом высоком уровне прозвучала в феврале 2021 г. на шестом Всебелорусском народном собрании, которое прошло под лозунгом «Единство. Развитие. Независимость». Инициатива не была спонтанной. Того требовал текущий политический момент. Выстояв в августе 2020 года, белорусское общество осознало необходимость в объединяющем символе, который бы выступил началом нового периода нашей суверенной истории.
Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2021 г.
№ 206 дата 17 сентября обрела статус государственного праздника – Дня народного единства.
Справочно:
Согласно результатам исследования, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в 2024 г., подавляющее большинство белорусов (75,6%) разделяет заложенные идейные смыслы в государственный праздник – День народного единства.
При этом показатели ответов респондентов имеют позитивную тенденцию в сторону увеличения по сравнению с 2023 годом (71,5%).
Единство народа – это то, что враги пытаются забрать извне. Как оно и было в 2020 году. Все эти фонды, центры, сядзибы и прочие НКО, обильно подпитанные западными деньгами, – они и должны были снова разорвать наш народ. Что привело бы сразу и к потере страны – убедиться в этом можно легко, достаточно посмотреть на юг.
Нельзя сказать, что у них совсем ничего не получилось, ведь все эти невероятные, все беглые, все бчбшные змагары – это и есть та часть, которую им удалось отколоть, мизерная часть. Но результат там, на Западе, планировался совсем другой, масштабный, по катастрофическому сценарию. Обломались – и мы это знаем, и они.
Так вот: День народного единства еще раз напоминает всем нам, что разделить белорусский народ могут только снаружи. И все, и каждый, кто это делает, – враги нашего народа.
Поэтому надо беречь свой народ – и особенно ценить все, что сделали наши предки. Чем они готовы были жертвовать для того, чтобы мы сегодня могли мирно и спокойно отмечать наш праздник – День народного единства.
***
Завершить хотелось бы словами нашего лидера А.Г.Лукашенко, сказанными им в ходе уникальной акции «Марафон единства» в «Минск-Арене» 24 января 2025 г.: «На гэтым дадзеным нам Богам кавалачку зямлі – наш адзіны дом. І гэты дом не прадаецца ні за якія грошы. Мы будзем і далей будаваць гарадскія кварталы і вёскі будучыні, дарогі і заводы, станцыі метро і школы.
Будзем мадэрнізаваць сельскую гаспадарку, развіваць навуку, адукацыю, медыцыну. Рабіць усё, каб краіна станавілася яшчэ больш прыгожай і ўтульнай для нас, нашых дзяцей і ўнукаў.
… І, самае галоўнае, мы абавязкова захаваем для нашчадкаў мірнае неба над нашымі дамамі».
Пусть так и будет, спасибо за внимание.
Презентация по теме: День народного единства: значение мира и согласия