Скорость чтения и распознавания слов зависит от того, большие или маленькие понятия эти слова обозначают. Даже в случае абстрактных категорий те из них, которые можно счесть «большими», будут прочитываться быстрее «маленьких».
Когда мозг анализирует слова, которые мы слышим или читаем, он делает это с разной скоростью, которая зависит от того, большой или маленький предмет обозначает то или иное слово. К таким выводам пришла Сара Серено из Университета Глазго (Великобритания) вместе с коллегами из нескольких британских и американских университетов. Результаты исследований учёные опубликовали в веб-журнале PLoS ONE.
Ранее исследователям удалось выяснить, что скорость чтения зависит от величины обозначаемого объекта: к примеру, слова «океан», «динозавр» или «собор» прочитываются быстрее, чем «яблоко», «паразит» или «сигарета». Но на этот раз манипулирование производилось не только с обозначениями конкретных предметов, но и с абстрактными понятиями. Участникам эксперимента показывали в общей сложности около 500 слов, среди которых были как обычные, так и искусственные. При этом учёные учитывали такие параметры, как собственная длина слова и частота его употребления (последнее, разумеется, для обычных, неискусственных слов).
Сам эксперимент состоял в следующем: человек должен был быстро понять, естественное ли перед ним слово или искусственное, и нажать на одну из двух кнопок. В среднем узнавание занимало около 500 мс, но если перед испытуемым появлялось слово, означающее что-то большое, он «распознавал» его на 20 мс быстрее.
Слово «рай» наш мозг узнаёт особенно быстро благодаря глобальности понятия
Под большими в случае абстрактных понятий здесь понимались такие вещи, как «рай», «гений», «жадность»; наоборот, понятия вроде «близкого» или «изящного» расценивались как «маленькие». Ещё раз заметим, что имелась в виду не величина самого слова, не количество букв в нём, а «размер» понятия или объекта, которое оно обозначало.
Авторы работы объясняют это тем, что «большие» категории и концепции легче завладевают нашим вниманием (даже когда речь идёт об абстрактных вещах), а потому вызывают больший эмоциональный отклик. Более пристальное внимание к таким вещам, даже если они существуют только в виде слова на бумаге, заставляют мозг быстрее работать с ними. Причём, как замечают исследователи, в случае абстрактных понятий эмоциональный отклик играет даже бóльшую роль, нежели при оперировании конкретными объектами.